8 495509 21 64
10:00 - 20:00, пн - пт
Заказать звонок

Многорукий бандит Яндекса

Многорукий бандит Яндекса.


Летом 2015 года многие оптимизаторы стали отмечать нестабильность выдачи Яндекса. По многим запросам стали наблюдаться практически ежедневные необъяснимые скачки позиций.

В сентябре Яндекс немного приоткрыл завесу над всем происходящим и объявил, что все лето они тестировали новый подход к вычислению релевантности.

Подходы к вычислению релевантности эволюционировали следующим образом. Первоначально значение релевантности рассчитывалось на основании априорных факторов, извлекаемых при индексации интернета. Затем при расчете релевантности сотрудники Яндекса начали учитывать так называемые поведенческие факторы. Проще говоря, если посетитель кликает по сайту и сразу с него не уходит, то сайт хороший и получает бонус к релевантности. И наоборот, если пользователь не кликает по сайту в выдаче или уходит с него через несколько секунд, то сайт плохой.

Интересно отметить, что Сергей Людкевич (aka wolf) еще до начала использования поисковыми системами поведенческих факторов (ПФ) заявлял, что поисковики никогда не будут использовать ПФ в своих алгоритмах, потому что это типичная положительная обратная связь - чем выше сайт в выдаче, тем чаще по нему кликают пользователи и тем выше он в выдаче. И так по кругу.

Тем не менее, вопреки прогнозу Людкевича, Яндекс начал использовать ПФ для расчета релевантности, и как и предсказывал Сергей, сработала положительная обратная связь - топы стали “консервироваться” и для новых сайтов пробиться наверх стало достаточно проблематично.

Чтобы избавиться от этого явление, Яндекс и начал летом 2015 года тестировать новый подход к расчету релевантности. Екатерина Гладких, сотрудник Яндекса, на конференции Optimization 2015 в докладе “Практика детерминированного хаоса” внесла окончательную ясность в этот вопрос.

Выдача как бы периодически “встряхивается” и сайты из глубины выдачи получают шанс на некоторое время попасть в топ. Если в топе эти сайты продемонстрируют выдающиеся поведенческие факторы, то они там закрепляются. До тех пор, пока их оттуда не вытолкнут сайты с еще более выдающимися поведенческими факторами. “Встряхиваются” только так называемые результаты Rel+. Вернее, чем больше вероятность того, что результат Rel+, тем сильнее он встряхивается. Напомним, что пары запрос-документ классифицируются асессорами по следующей шкале - Vital, Useful, Rel+, Rel-, Irrelevant.

Новый подход к расчету релевантности наглядно демонстрирует, что поведенческие факторы являются очень весомыми при ранжировании документов.